Екатеринбург и Свердловская область  
Синергия 2019
Дни открытых дверей Рейтинг вузов Отзывы Пресс-релизы Новости Доска объявлений Специальности MBA
Поиск специальности высшего образования
Расширенный поиск
Свернуть

010300 Фундаментальные информатика и информационные технологии (Бакалавриат)

Найти все специальности группы 010000 Физико-математические науки в Екатеринбурге и в Свердловской области Найти все специальности 010300 Фундаментальные информатика и информационные технологии в Екатеринбурге и в Свердловской области

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает:

  • направления научной деятельности:
    • интеллектуальные системы;
    • биоинформатика;
    • когнитивные информационные технологии;
    • вычислительные технологии;
    • компьютерные науки;
    • технологии баз данных;
    • электронные библиотеки;
    • компьютерная графика;
    • человеко-машинное взаимодействие;
    • теория информации;
    • открытые информационные системы;
    • архитектура вычислительных систем;
    • инженерия знаний;
    • обучающие системы и электронное обучение;
    • управленческие информационные системы;
    • технологии мультимедиа;
    • сетевые технологии;
    • анализ производительности информационных систем и сетей;
    • автоматизация научных исследований;
    • архитектура программного обеспечения;
    • инженерия программного обеспечения;
    • системное администрирование;
    • информационная безопасность и защита информации;
    • веб-технологии;
    • параллельное и распределенное программирование;
    • супервычисления;
  • в прикладной и производственной деятельности:
    • разработчик приложений;
    • бизнес-аналитик;
    • аналитик бизнес-процессов;
    • аналитик технологий управления инфокоммуникациями;
    • администратор баз данных;
    • аналитик баз данных;
    • менеджер бизнеса;
    • специалист по информационному аудиту и совместимости данных;
    • разработчик информационных технологий;
    • менеджер по обработке информационных ресурсов;
    • консультант по информационным технологиям;
    • менеджер операций по информационным технологиям;
    • менеджер по рискам и безопасности информационных технологий;
    • сетевой администратор;
    • менеджер проекта;
    • менеджер веб-контента;
  • виды предприятий для профессиональной деятельности. Предприятиями профессиональной деятельности (местом работы) бакалавра информационных технологий являются: научно-исследовательские центры, государственные органы управления, образовательные учреждения, а также организации индустрии и бизнеса различных форм собственности, осуществляющие создание, развитие и использование систем, продуктов, сервисов информационных технологий.

2. Объектами профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки 010300 Фундаментальная информатика и информационные технологии являются:

  • научно-исследовательские и опытно-конструкторские проекты в области фундаментальной информатики и прикладной математики, а также в области разработки новых информационных технологий;
  • математические, информационные, имитационные модели систем и процессов;
  • программное и информационное обеспечение компьютерных средств, сетей, информационных систем;
  • алгоритмы, библиотеки и пакеты программ;
  • системы, продукты и сервисы информационных технологий, включая базы данных и знаний, информационное содержание (контент), электронные коллекции, сетевые приложения, продукты системного и прикладного программного обеспечения;
  • средства, технологии, ресурсы и сервисы электронного обучения, мобильного и повсеместного обучения;
  • стандарты, профили, открытые спецификации, архитектурные методологии для спецификации систем и сервисов информационных технологий;
  • языки программирования, языки описания информационных ресурсов, языки спецификаций, а также инструментальные средства проектирования и создания систем, продуктов и сервисов информационных технологий;
  • документация на системы, продукты и сервисы систем информационных технологий, документация алгоритмов и программ;
  • системы цифровой обработки изображений и автоматизированного проектирования;
  • стандарты, процедуры и средства администрирования и управления безопасностью информационных технологий;
  • проекты по созданию и внедрению информационных технологий, соответствующая проектная документация, стандарты, процессы, процедуры и средства поддержки жизненного цикла информационных технологий;
  • комплекты тестов для установления соответствия (конформности) систем, продуктов и сервисов информационных технологий исходным стандартам и профилям, а также для анализа производительности и других характеристик реализаций информационных технологий;
  • хозяйственное право.

3. Бакалавр по направлению подготовки 010300 Фундаментальная информатика и информационные технологии готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

  • научная и научно-исследовательская деятельность;
  • производственно-технологическая деятельность;
  • организационно-управленческая деятельность.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

4. Бакалавр по направлению подготовки 010300 Фундаментальная информатика и информационные технологии должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

  • научно-исследовательская и научно-изыскательская деятельность:
    • изучение новых научных результатов, научной литературы и научно-исследовательских проектов в соответствии с профилем объекта будущей профессиональной деятельности;
    • исследование и разработка моделей, алгоритмов, методов, программных решений, инструментальных средств по тематике про водимых научно-исследовательских проектов;
    • разработка научно-технических отчетов и пояснительных записок;
    • разработка научных обзоров, составление рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований;
    • участие в работе научных семинаров, научно-технических конференций;
    • подготовка публикаций в научно-технических тематических журналах.
  • производственно-технологическая деятельность:
    • разработка и исследование алгоритмов, протоколов, вычислительных моделей и моделей данных для реализации функций и сервисов систем информационных технологий;
    • разработка архитектуры, алгоритмических и программных решений системного и прикладного программного обеспечения;
    • разработка и исследование математических, информационных и имитационных моделей по тематике выполняемых опытно-конструкторских и прикладных работ;
    • разработка и выполнение процессов, работ и процедур жизненного цикла информационных систем, программного обеспечения, сервисов систем информационных технологий;
    • разработка и создание информационных ресурсов глобальных сетей, образовательного контента, прикладных баз данных;
    • развитие и использование инструментальных средств и сред, автоматизированных систем в научной и практической деятельности;
    • разработка методов и средств тестирования систем информационных технологий на соответствие стандартам и исходным требованиям;
    • разработка методов и средств для автоматизации исследования производственных характеристик средств и систем информационных технологий;
    • разработка проектной и программной документации;
    • соблюдение кодекса профессиональной этики.
  • организационно-управленческая деятельность:
    • разработка и внедрение процессов управления качеством производственной деятельности, связанной с созданием и использованием систем информационных технологий;
    • планирование производственных процессов и ресурсов, необходимых для реализации производственных задач;
    • разработка методов и механизмов мониторинга и оценки качества процессов производственной деятельности, связанной с созданием и использованием систем информационных технологий;
    • участие в процессах контроля производственной деятельности в части соответствия их требованиям охраны окружающей среды и безопасности труда.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

1. Выпускник должен обладать общекультурными компетенциями (ОК), такими как:

  • способность выстраивать и реализовывать траектории интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (OК-1);
  • уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-2);
  • понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-3);
  • понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-4);
  • уметь использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
  • проявлять настойчивость в достижении цели с учетом моральных и правовых норм и обязанностей (ОК-6);
  • владеть культурой мышления, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-7);
  • способность критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-8);
  • знать основы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, основные меры по ликвидации их последствий, способность к общей оценке условий безопасности жизнедеятельности (ОК-9);
  • способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (OК-10);
  • способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);
  • владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);
  • способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
  • владеть одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);
  • владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15);
  • владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, быть готовым к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-16).

2. профессиональными компетенциями (ПК), включая:

  • общепрофессиональные компетенции:
    • способность применять в профессиональной деятельности современные языки программирования и языки баз данных, методологии системной инженерии, системы автоматизации проектирования, электронные библиотеки и коллекции, сетевые технологии, библиотеки и пакеты программ, современные профессиональные стандарты информационных технологий (в соответствии с профилизацией) (ПК-1);
    • способность профессионально решать задачи производственной и технологической деятельности с учетом современных достижений науки и техники, включая: разработку алгоритмических и программных решений в области системного и прикладного программирования; разработку математических, информационных и имитационных моделей по тематике выполняемых исследований; создание информационных ресурсов глобальных сетей, образовательного контента, прикладных баз данных; разработку тестов и средств тестирования систем и средств на соответствие стандартам и исходным требованиям; разработку эргономичных человеко-машинных интерфейсов (в соответствии с профилизацией) (ПК-2);
    • способность разрабатывать и реализовывать процессы жизненного цикла информационных систем, программного обеспечения, сервисов систем информационных технологий, а также методы и механизмы оценки и анализа функционирования средств и систем информационных технологий; способность разработки проектной и программной документации, удовлетворяющей нормативным требованиям (ПК-3);
  • научно-исследовательская деятельность:
    • способность понимать и применять в исследовательской и прикладной деятельности современный математический аппарат, фундаментальные концепции и системные методологии, международные и профессиональные стандарты в области информационных технологий, способность использовать современные инструментальные и вычислительные средства (в соответствии с профилем подготовки) (ПК-4);
    • способность в составе научно-исследовательского и производственного коллектива решать задачи профессиональной деятельности (в соответствии с профилем подготовки) (ПК-5);
    • способность осуществлять целенаправленный поиск информации о новейших научных и технологических достижениях в сети Интернет, способность взаимодействовать и сотрудничать с профессиональными сетевыми сообществами и международными консорциумами, отслеживать динамику развития выбранных направлений области информационных технологий (ПК-6);
  • производственно-технологическая деятельность:
    • способность применять на практике международные и профессиональные стандарты информационных технологий, современные парадигмы и методологии, инструментальные и вычислительные средства (в соответствии с профилем подготовки) (ПК-7);
    • способность профессионально владеть базовыми математическими знаниями и информационными технологиями, эффективно применять их для решения научно-технических задач и прикладных задач, связанных с развитием и использованием информационных технологий (ПК-8);
    • способность осуществлять на практике современные методологии управления жизненным циклом и качеством систем, программных средств и сервисов информационных технологий (ПК-9);
    • знание кодекса профессиональной этики и следование ему в жизни (ПК-10);
    • способность формировать суждения о значении и последствиях своей профессиональной деятельности с учетом социальных, профессиональных и этических позиций (ПК-11);
  • организационно-управленческая деятельность:
    • способность реализовывать процессы управления качеством производственной деятельности, связанной с созданием и использованием систем информационных технологий, осуществлять мониторинг и оценку качества процессов производственной деятельности (ПК-12);
    • способность составлять и контролировать план выполняемой работы, планировать необходимые для выполнения работы ресурсы, оценивать результаты собственной работы (ПК-13);
    • способность осуществлять мониторинг за соответствием производственных процессов требованиям систем контроля окружающей среды и безопасности труда (ПК-14);
  • компетенции владения математическим аппаратом:
    • понимание концепций и абстракций, способность использовать на практике базовые математические дисциплины (ПК-15), включая: Математический анализ I; Математический анализ II; Кратные интегралы и ряды; Алгебра и геометрия; Теория функций комплексной переменной; Функциональный анализ; Математическая логика и теория алгоритмов; Теория автоматов и формальных языков; Дифференциальные и разностные уравнения; Теория вероятностей и математическая статистика; Вычислительные методы; Методы оптимизации и исследование операций;
    • понимание концепций и основных законов естествознания, в частности, физики (ПК-16);
  • компетенции владения базовыми технологиями:
    • детальное знание методов и базовых алгоритмов обработки информационных структур, методов анализа сложности алгоритмов (ПК-17);
    • детальное знание парадигм и методологий программирования, особенностей языков программирования общего и специального назначения, наиболее широко используемых средств программирования (ПК-18);
    • понимание концепций, синтаксической и семантической организации, методов использования современных языков программирования (ПК-19);
    • понимание концепций, базовых алгоритмов, принципов разработки и функционирования современных операционных систем (ПК-20);
    • знание международных стандартов в области разработки программного обеспечения, понимание процессного подхода, методов управления жизненным циклом и качеством программного обеспечения (ПК-21);
    • уверенное знание теоретических и методических основ, понимание функциональных возможностей, областей применения компонентно-базированного программирования (ПК-22);
    • владение методами и навыками использования и конфигурирования сетевых технологий (ПК-23);
    • владение методами и навыками использования и конфигурирования операционных систем и платформенных окружений (ПК-24);
    • уверенное знание теоретических и методических основ, понимание функциональных возможностей, следующих предметных областей (ПК-25): Разработка информационных систем; Моделирование и анализ программного обеспечения; Технологии мультимедиа; Архитектура и организация компьютеров; Конфигурирование и использование операционных систем; Разработка и принципы сетевых технологий; Человеко-машинное взаимодействие; Приложения и использование баз данных; Социальные и этические вопросы ИТ; Анализ технических требований; Графика и визуализация; Интеллектуальные системы; Теория баз данных;
    • понимание теоретических основ и общих принципов использования следующих профессиональных областей (ПК-26): Анализ бизнес-требований; Электронная коммерция; Экономика программной инженерии; Сопровождение программного обеспечения; Процессы жизненного цикла программного обеспечения; Качество программного обеспечения; Технология вычислительных систем; Системное администрирование; Системная интеграция; Основы программной инженерии; Верификация и испытания программного обеспечения; Встроенные системы; Распределенные системы; Управление безопасностью ИТ; Управление инфокоммуникациями;
    • способность квалифицированно применять в профессиональной деятельности современные языки программирования и языки баз данных, методологии системной инженерии, системы автоматизации проектирования, электронные библиотеки и коллекции, сетевые технологии, библиотеки и пакеты программ, современные профессиональные стандарты информационных технологий (ПК-27);
    • способность решать задачи производственной и технологической деятельности на высоком профессиональном уровне, включая: разработку алгоритмических и программных решений в области системного и прикладного программирования; разработку математических, информационных и имитационных моделей по тематике выполняемых опытно-конструкторских работ и проектов; создание информационных ресурсов глобальных сетей, образовательного контента, прикладных баз данных; разработку тестов и средств тестирования систем и средств на соответствие стандартам и исходным требованиям; разработку эргономичных человеко-машинных интерфейсов в соответствии с профилизацией (ПК-28);
    • способность разрабатывать, оценивать и реализовывать процессы жизненного цикла информационных систем, программного обеспечения, сервисов систем информационных технологий, а также реализовывать методы и механизмы оценки и анализа функционирования средств и систем информационных технологий; способность разработки проектной и программной документации, удовлетворяющей нормативным требованиям (ПК-29).

Выберите регион